+79182300005 г.Туапсе, ул.Кондратьева,5 МОУ СОШ№5

  • ТУАПСИНСКАЯ
  • РАЙОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ-ДО

Обучение

Постижение боевого предназначения базовой техники Кёкусинкай — процесс длительный, по существу бесконечный. В него вовлекается множество форм традиционной подготовки в каратэ (кихон, ката, кумитэ). В каждой из них возможна разная глубина понимания.
Доступный для начинающих уровень изучения базовой техники связан с ее прямым назначением в качестве защитных и атакующих действий. По необходимости изменения положений тела и перемещения при исполнении техники находят опору в базовых стойках, а также позициях, дисциплинирующих тело и сознание.
Существенно, что тренировка начинающих уже включает традиционные формы комбинирования атак, защит и контратак в перемещении. Ключевыми здесь являются учебные формы иппон- и самбон-кумитэ, т.е. базовые формы работы в парах на 1 шаг, а также на 3 шага. Они (особенно иппон-кумитэ) чрезвычайно важны для понимания смысла базовой техники каратэ при взаимодействии с партнером.
Стойки
Простейшая стойка ожидания фудо-дати является естественным положением, в котором совершается первичное «собирание» тела и мобилизуется внимание.
Стойка готовности йой-дати принимается с переходом из ути-хатидзи-дати в хэйко-дати. При этом медленное выполнение выхода в йой-дати сопровождается полным напряжением тела (мышц плечевого пояса и рук, живота и ягодиц, а также ног) на выдохе. Это позволяет достигнуть телесного и психоэнергетического единения, необходимого для ведения боя.
Стойка мусуби-дати обычно используется для медитации стоя, в частности перед переходом в йой-дати (через ути-хатидзи-дати). При этом само положение тела должно быть собранным, тело должно находиться в умеренном тонусе (ноги плотно сомкнуты по всей внутренней поверхности, область таза и живот упруго сгруппированы, сомкнутые руки образуют единое «кольцо» с плечевым поясом). Стойки фудо-дати, мусуби-дати и йой-дати выполняются практически на прямых ногах.
Другие стойки требуют того же телесного и психоэнергетического единения, но предусмотрены уже для реальных боевых действий в перемещениях. Соответственно это предполагает опускание центра тяжести и сгибание ног, характеризующее «посадку» в стойках. Дзэнкуцу-дати характеризуется смещением центра тяжести к передней ноге, кокуцу-дати — к задней ноге, а сантин-дати является равноопорной и чрезвычайно устойчивой позицией.
Удары руками
Базовые удары в каратэ — это прежде всего разновидности прямого проникающего (толчкового) удара кулаком — сэйкэн-цуки. Эти удары, выполняемые на трех уровнях, одновременно просты и сложны, так как их правильное исполнение содержит в себе квинтэссенцию принципов каратэ.
Сэйкэн моротэ-цуки может использоваться в бою, но в программе 10 кю он имеет прежде всего постановочное значение. Его правильное выполнение на месте в фудо-дати позволяет осуществить «собирание» всего тела, центрировать удар, почувствовать, что такое фокусированная концентрация в конечной точке и рефлекторный сброс напряжения после удара. При этом, естественно, важно вначале правильно собирать (сжимать) кулак в позиции сэйкэн.
Выполнение моротэ-цуки в перемещениях (прежде всего в дзэнкуцу-дати) идеально готовит правильное выполнение ударов передней рукой и задней рукой, т.е. сэйкэн ой-цуки (10 кю) и сэйкэн гяку-цуки (9 кю). Гяку-цуки часто выполняется после блоков или секущих ударов, где бедра расположены под 45°, так как поворот бедер во фронтальное положение дает увеличение силы удара (инерция тела и сила толкающей ноги). Сходное соотношение в положении бедер возникает при выполнении гяку-цуки при перемещении в дзэнкуцу-дати.
Правильное выполнение техники предполагает сохранение фронтального положения бедер и собранных плеч в конечной точке, единовременное ускорение ударной и реверсивной рук, использование инерции тела, толчковой силы ног и одномоментное собирание тазобедренного и плечевого пояса, живота, а также «замыкание» всех суставов рук и ног в точке контакта, где на завершении выхода фокусируется концентрация энергии.
Следует учитывать также, что реверс свободной рукой — не только вспомогательное действие, усиливающее удар, но также средство для освобождения от захвата руки или возможность использовать локоть в противостоянии попытки сближения или захвата противника сзади.
Овладение данной техникой является ключом к выполнению производных видов проникающих ударов с иными ударными позициями и, отчасти, к выполнению техник другого типа, в частности секущих ударов и блоков, где задействован механизм реверса и т.д.
Сэйкэн аго-ути — удар кулаком в подбородок напоминает быстрый боксерский удар. Это особый тип «импульсивно-рикошетного» удара, который выполняется взрывным посылом кулака с плечом и бедром, чтобы произвести мгновенное шокирующее воздействие на наиболее уязвимые для кулака части лица и рефлекторно («рикошетом») восстановить исходное положение. Данная скоростная техника эффективна в начале атаки как опережающее действие или отвлекающее движение, а в защите — как мгновенная шокирующая контратака, особенно неожиданная, если удар выполняется той же рукой.
Блоки
В программе белых поясов заложена основа всей защитной техники каратэ — 4 базовых блока, выполняемых предплечьем на всех уровнях в позиции сэйкэн и прежде всего в положении «ой». В конечной точке бедро и плечи повернуты под 45°, что позволяет уменьшать зону поражения и эффективно использовать усиливающее защиту скручивание бедер и туловища.
Сэйкэн дзёдан-укэ предназначен для защиты от атак по голове сверху и прямых в лицо.
Сэйкэн маэ гэдан-барай предназначен в основном для отражения прямых атак в живот (особенно ногами).
Сэйкэн тюдан ути-укэ движением изнутри отводит атаку в голову и грудь за границы тела.
Сэйкэн тюдан сото-укэ движением снаружи с соответствующим вращением тела и бедер сводит прямую атаку в туловище в сторону.
Кроме отражения ударов техника базовых блоков эффективна при освобождениях от захватов — с условием, что противник будет выведен из равновесия за счет необходимого смещения и изменения дистанции. При этом важно стабилизировать стойку в момент завершения защиты.
При захвате реверсивной руки в технике дзёдан-укэ правильная траектория движения позволяет ослабить захват и облегчает сбив блокирующей рукой. Если блок приходится выполнять в положении «гяку», появляется дополнительное преимущество для обхода противника сбоку и контратаки, в том числе с контролем руки противника. При захвате реверсивной руки в технике гэдан-барай ослаблению захвата способствует сведение руки к центру, что облегчает сбив блокирующей рукой. При захвате руки, которая в гэдан-барай отводится к уху на замахе, само это движение может стать освобождением от захвата. Если захват только будет ослаблен, то следует переходить к другой защитной технике, например к сбиву типа ути-укэ. Промежуточное положение в блоке гэдан-барай может служить приемом освобождения от захвата за оба запястья. Противник при этом ставится в неудобное положение, позволяющее контратаковать разными способами.
В технике ути-укэ для ослабления захвата за ту или иную руку либо за обе руки служит как выпрямление реверсивной руки, так и замах защитной рукой. При этом вначале необходимо разорвать дистанцию, либо повернуться к противнику боком, приняв устойчивую позицию.
В технике сото-укэ промежуточная фаза также служит для ослабления захваченной реверсивной руки, а завершающая (при удержании захвата или контроле руки противника) — для травмирующего воздействия на локтевой сустав.
Умение комбинировать различные защитные техники открывает широкие возможности для отражения ударов, а также для использования неожиданных для противника приемов освобождений от захватов.
Удары ногами
Хидза гаммэн-гэри — базовый и одновременно постановочный прямой удар коленом в лицо. Он служит для растяжки и правильного навыка выноса бедра под 45°, который является ключевым для овладения другими ударами ногами. При этом закономерно используется пружинистый толчок опорной ноги с переносом опоры на тюсоку в фазе динамичного равновесия.
Производные удары коленом могут выполняться в вертикальной (прямые), горизонтальной и наклонной плоскостях (круговые). Возможен также боковой удар внутренней стороной коленного сустава снаружи в ближнем бою вне зоны видимости противника.
Кин-гэри — базовый прямой удар подъемом стопы в пах. Он выполняется с выносом бедра резким выхлестом голени от колена движением снизу и вперед. Этот удар имеет исключительно важное значение для защиты и при этом помогает сформировать навык, необходимый для многих ударов ногами — «расхлеста» голени. От этого решающим образом зависят скорость (резкость) и, соответственно, своевременность и эффективность ударов ногами.
Тюдан маэ-гэри тюсоку — прямой удар подушечкой пальцев ноги в живот, выполняемый любой ногой из любого положения («ой» и «гяку»).
Удар задней ногой отличается большой силой и используется преимущественно в атаках на длинной дистанции. Удар передней ногой хорош как стопорный удар, позволяющий неожиданно атаковать при отходах и удерживать противника на средней дистанции. Различные способы перемещений, смены стоек, «разножки», отвлекающие движения и маневры позволяют использовать эту базовую технику каратэ в широком диапазоне возможностей.

 

Кихон (Техника).
I.Тачи-ката (раздел стоек)

Самое малое, что зависит от стойки – это получится или нет у вас приём. Стойка – основа приёмов каратэ, правильная стойка как надёжный друг в трудную минуту. Правильная стойка это, устойчивость, скорость, мощь, сила. Одни стойки длинные и низкие, другие короткие и высокие, в общем, у каждой позиции свое предназначение и смысл.
Всегда, чем длиннее и ниже стойка, тем мощнее приёмы и лучше устойчивость, но ниже скорость перемещения. Высокая короткая стойка – это великолепная скорость перемещения, но слабее техника. Умелый каратэка должен уметь применять в нужный момент правильную стойку. Помните стойка это не статика, стойка это мгновения боя.

Разделим позиции на три категории.

  • Строевые
  • Классические
  •  Боевые

Названия категорий условные. В Киокушинкай каратэ сначала учат строевые стойки, для изучения этикета, а затем переходят к мощным низким классическим, стойкам необходимые для выполнения сильных блоков и контр-атак, и только потом переходят к боевым стойкам, позволяющим вам быстро двигаться.

     Стойки имеют общие черты. Помни: спину всегда держи прямо, подбородок прижат, взгляд прямо, а плечи расслабь, центр тяжести ниже пупка на три пальца, дыхание естественное, свободное.

 

СТРОЕВЫЕ СТОЙКИ

Строевые естественные, свободные позиции или стойки готовности используют, когда нет необходимости в определённом положении. Вы в ожидании, но всё сканируете, вы готовы, но пока не предпринимаете действий.

 

  1. Хайсоку-дачи; (ступни вместе) стойка внимания, стоять надо естественно, носки и пятки вместе, руки перед собой, ладони сжаты в кулак. Эта стойка используется в официальных ситуациях, иногда в ката.

 

 

 

  1. Мусуби-дачи; (пятки в узел) стойка сосредоточения. Пятки вместе, носки в стороны под углом 450 от центральной линии, кисти рук сложены перед пахом, пальцы рук направлены вниз. Стойка используется для короткой медитации перед исполнением ката.

 

 

 

  1. Хэйко-дачи; стойка максимальной готовности, ступни на ширине плеч и строго параллельны, колени еле согнуты, руки согнуты в локтях, кулаки перед собой на уровне пояса, живот слегка напряжен. Стойка используется непосредственно перед активными действиями, кумитэ, ката и так далее.

 

 

 

  1. Фудо-дачи; (корневая устойчивая) устойчивая стойка, естественная позиция, ноги на ширине плеч, ступни под углом 450, руки перед собой, расслаблены, ладони в кулаках, но не сильно сжаты. Обычная строевая позиция на тренировках.

 

 

  1. Учи Хачидзе-дачи; (внутренняя) обратная стойка или стойка голубя, ноги на ширине плеч, ступни под углом 450 направлены внутрь, колени сильно согнуты, руки перед собой, расслаблены, ладони в кулаках, но не сильно сжаты. Позиция для кихона.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ С САЙТА www.kyokushin-kai.ru

КАТА

Слово ката означает «форма», внешний вид. Иероглиф ката составлен из трех иероглифов:
Katachi   — означающего «форма»
Kai            — означающего «резать»
Tsuchi    — означающего «земля» или «почва».
Дословный перевод слова ката — «форма которая режет землю».

Ката — это последовательность блоков, тычков и ударов выполняемых в одной или более стойках, включая движения вперёд, назад и в стороны. Количество движений и их последовательность очень специфичны. Баланс между наступлением и обороной, использующиеся стойки, направление и способ передвижения — всё это даёт каждому ката свой собственный, отличный от других характер.
Путём практики ката, изучается традиционная техника используемая в бою. Также развиваются баланс, координация дыхание и концентрация. При правильном выполнении, ката являются прекрасными физическими упражнениями и очень эффективным способом подвести итог в своем разуме и закалить свое тело. Ката воплощает идею рен ма (ren ma) , или «всегда оттачивающий» — при старательной практике движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к каждой детали, которая необходима для совершенствования ката , развивает самоконтроль.
Путем концентрации, самоотдачи и практики вы можете достигнуть высшего уровня обучения, при котором ката настолько вкореняется в подсознание, что теряется надобность сознательного внимания. Это и есть то, что мастера Дзэн называют мушин (mushin), или «без сознания». Сознание, рациональное мышление совсем не используется на практике — то, что раньше запоминалось, теперь происходит самопроизвольно.
Практика традиционного ката это также способ для каратэка показать своё уважение к происхождению и истории Кьокушин Каратэ и боевых искусств в целом.

Ката Киокушинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы годзю-рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 г.. Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы шито-рю, тренировались вместе под руководством Окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хиоганна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю — это член Шорей-рю, группы школ Наха-те, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо. Хигаонна начал изучать Кемпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кемпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кемпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.
Южный Китай, где учился Хигаанно, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя (Ма-ай) была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки Гичин Фунакоши (1868-1958), отец современного ката и инструктор Мае Оямы с 1938 по 1945 г.. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката — это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китае его учителем Хигаонна. Теория круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Мас Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Ч’и Ч’уан, Такуа и Хзинт-и.
В отличии от ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но — это типичный пример ката северного влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.
В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Киокушин-рю — это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.
В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть сгруппированы следующим образом:
Наха-те — самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
Шури-те — самое сильное северное влияние: Цуки но Ката, Канку (Кушонку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо).
Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу — это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.
По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма . Найканчин — это прекрасные ката, включающие красивые и очень практические важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и шотокан и Годзю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката

Киокушин пришли главным образом из источников Южного влияния:
1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.
2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.

Названия ката.
Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддиское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория — это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Мае Ояма говорил:»Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ». Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ.
Значение имен.
По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката взяты от известных Окинавских воинов, или относятся к истории древнего Китая, они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций, однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.
Kama Южного происхождения
Санчин — «Три битвы». Имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.

У Сосая Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:
1 Waza no Kankyu. Темп техники
2 Chikara no Kyojaku. Точки напряжения силы
3  Iki no Chosei. Контроль дыхания

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. Это ката привез в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. На этом ката основывали свое учение школы Наха-те. Также считается, что Санчин исходит еще со времен Бадхидхармы и монастыря Шаолинь.
Теншо — «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Мияги разработал Теншо после глубокого изучения китайского ката Роккишу. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.
Гекусай-Шо — «Завоевывай и занимай — младший», Гекусай Дай — «Завоевывай и занимай — старший». Может также обозначать:» бери приступом крепость». Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений. Нет особых причин для использования ярлыков “старший” и “младший” в противовес “один” и “два”.
Сайха — «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги. Название поддерживает чувство выражения максимально потенциала через телесный инструмент.
Сейчин Двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления», в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно “подавить отступающее сердце”.
Гарю — «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает — не выпускать ее.
Сейпай — «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те. Хотя это ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.
Ката северного влияния.
Тайкиоку — Первая причина -, Великое окончательное. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T’ai Ch’i.

Пинан Хейаню — «Спокойный ум, спокойная безопасность.» Продолжение Пинана Хейан («Мирный ум, мирная безопасность.» 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая канку), для того чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца.
Янцу — Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. Иногда оно также переводится как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.
Цукино Ката. Ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
Сусихо — «Пятьдесят четыре ступни.» Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-те. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддисткой философией.
Канку — «Узри небеса», «посмотри на небо». Первоначально это ката называлось «Кушанку». Как говорят, это — звание, присвоенное китайскому военному атташе в Окинаве. Исторический Кушанку (Гуан Кю), который связан с введением ката Канку, пришел в Окинаву в 1756 году. Он был экспертом по рукопашному бою и продемонстрировал свои способности, пребывая в Окинаве. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов первых выступлений Кушанку. Именно это ката выбрал Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии, в 1922 году. Канку — это высшее ката в Киокушин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, все будет хорошо Солнце вновь поднимется завтра и с ним придет новая надежда, каким бы тяжелым не казался сегодняшний день
Роль ката на тренировках.
По словам Мае Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит : “Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Теншо — самое обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из “Это каратэ”: «Теншо — это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на точках.» Вновь Сосай говорит: «Человек, который тысячи раз сделал (ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя». Теншо должно стать первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.
Таким образом, всем нам следует глубоко изучить Теншо, для того чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Теншо и Санчин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Санчин — на Янг (Уо, Твердый) аспекты силы (энергии) каратэ, а Теншо — Йин (Ин, Мягкий). Понимание каратэ каждого разительно улучшиться при тщательном изучении ката Теншо. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата из Кенва Мабуни (Основателя Шито-Рю), которую Мае Ояма процитировал в книге “Это каратэ”: «Самым важным в каратэ являются Номинальные Упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения По этой причине мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и мы должны правильно их выполнять.» Хотя возможно есть люди которые думают, что можно игнорировать сами номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.
Тренировка только номинальных упражнений однако, не достаточна для полноценного действия. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и живыми. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного — двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их оттренировал, они будут бесполезными. Учитесь хорошо и тренируйтесь тщательно в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.
Хотя верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ — избегать ленность и практиковаться серьезно с мыслью о том, что номинальные упражнения — это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки — другие 50 процентов.
Одним из самых вдохновляющих опытов в жизни каратэка может быть наблюдение мастерского исполнения ката Здесь -интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче — всеохватывающая, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования — поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период мокусо перед выполнением ката — это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.
Для старших студентов оружие становится естественным шагом вперед в искусстве каратэ-до. Оружие учит студента важности фокуса и балансного контроля. Каратэка видят в своем воображении вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения, и личность каратэки наполняет додже. По окончании ката электризованность потухает, каратэка возвращается в себя. Это подобно похождению циклона, после которого все возвращается к напряженному спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточеной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэка знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся такими легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикованием ката, студенту также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. При введении турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, роль ката в тренировке некоторых каратэка значительно изменилась. Однако, без ката каратэка вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту наэлектролизованность мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Каратэка, не обращающий внимания на ката, обманывает себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.
Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, и повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы, которое окружает настоящего каратэка. Сосай Ояма выполнял ката 100 раз ежедневно в дни уединения в горах. Такие тренировки не только развивают превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.
Ката было жизненно важной частью тренировок со времен первых опознаваемых корней, когда в монастыре Шаолинь в 520 в. появился Бодхидхарма. Каратэ сегодня развивается со скоростью, никогда прежде не ведомой, и все каратэка несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ вообще. Ката, конечно, не ограничено только для молодых и проворных. Факт в том, что одним из самых замечательных моментов в ката является то, что ката могут заниматься не зависимо от возраста и состояния. Это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной для индивидуального занимающегося. Кажется, не существует лучше формы упражнения для человечества вообще, чем ката. Вы сами должны изучить полный предел ваших способностей. Как все стремления, направленные на развитие тела, ума и духа, этот опыт — очень личностный и достигнутые результаты находятся в прямом соотношении с глубиной концентрации и временем, потраченном на занятия.
Бункай
Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для каратэка, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа ногами не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы предлагаем вам всегда стараться найти по крайней мере три применения каждого движения Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии. Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель, хоть, очевидно, напряжение и важность могут широко отличаться Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.
Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку в исключительные моменты кругового движения. Изменение положения руки на 15 градусов — едва различимо в плече, но для руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.
Три принципа тренировки ката.
Как уже указывалось, вовремя тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие:
1 Waza no Kankyu. Темп техники
2  Chikara no Kyojaku. Точки напряжения силы
3  Iki no Chosei. Контроль дыхания
В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение. Будучи каратэка, мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.
Темп техники Waza no Kankyu.
В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели.
Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим — его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости», когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер — это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.
Моменты Напряжения Силы. Chikara no Kyojaku.
Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.
Техники, сопровождаемые киай — это обычно высокие моменты ката, и сила — полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды — сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он — как морской ветер. Выше этих элементов — Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, студент придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.
Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.
Контроль дыхания Iki no Chosei.
Контроль дыхания в ката — это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.
«Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара.»-Мас Ояма.
Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание — спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание — более быстрое и мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.
Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.
Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит — быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.

Требования к ката

9-й Кю Тайкьоку Соно Ни 9йКю Тайкьоку Соно Ни
8-й Кю Тайкьоку Соно Ни 8й Кю Тайкьоку Соно Сан
7-й Кю Пинан Соно Ити 7й Кю Пинан Соно Ити
6-й Кю Пинан Соно Ни 6й Кю Пинан Соно Ни
5-й Кю Пинан Соно Сан 5й Кю Пинан Соно Сан
4-й Кю Сантин но Ката с Ибуки 4й Кю Сантин но Ката с Ибуки
3-й Кю Пинан Соно Йон 3й Кю Пинан Соно Йон
Сантин но Ката с Киай
2-й Кю Пинан Соно Го 2й Кю Пинан Соно Го
Гекисай Дай
1-й Кю Цукин но Ката 1й Кю Янцу
Цукин но Ката
Шодан - Тенсё, Сайха Шодан Тенсё
Сайха
(Ура)Тайкьоку Соно Ити/Ни/Сан
Нидан - Канку, Гекисай Шо, Сейнчин Нидан Канку
Гекисай Шо
Сейнчин
(Ура) Пинан Соно Ити
Сандан - Сусихо, Гарю, Сейпай Сандан Сусихо
Гарю
Сейпай
(Ура) Пинан Соно Ни

Kaтa Южного происхождения
Ката Санчин (Sanchin)

Санчин — «Три битвы». Имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.
У Сосая Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:

1. темп техники
2. точки силового нажима
3. контроль дыхания
Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. Это ката привез в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. На этом ката основывали свое учение школы Наха-те. Также считается, что Санчин исходит еще со времен Бадхидхармы и монастыря Шаолинь.[смотреть на видео]

Ката Тэнсе (Tensho)

Теншо — «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Мияги разработал Теншо после глубокого изучения китайского ката Роккишу. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.
[смотреть на видео]

 

Ката Гекусай Дай и Гекусай Се
Gekusai Dai and Gekusai Sho

Гекусай Шо — «Завоевывай и занимай — младший»
[смотреть на видео]

 

Гекусай Дай — «Завоевывай и занимай — старший». Может также обозначать:»бери приступом крепость». Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений. Нет особых причин для использования ярлыков “старший” и “младший” в противовес “один” и “два”.
[смотреть на видео]


Ката Сайфа (Saifa)

Сайфа (Сайха) — «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги (Chojun Miyagi). Название поддерживает чувство выражения максимально потенциала через телесный инструмент, а также pешимости и силы духа бусидо, сокpушающих любые пpегpады.
[смотреть на видео]

Ката Сейчин (Seienchin)

Сейчин — Двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления», в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно “подавить отступающее сердце”.
[смотреть на видео]

Ката Гарю (Garyu)

Гарю — «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает — не выпускать ее.
[смотреть на видео]

Ката Сейпай (Seipai)

Сейпай — «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те. хотя то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.
[смотреть на видео]

Ката северного влияния.
Ката Тайкиоку (Taikyoku)

Тайкиоку — Первопричина — Великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T’ai Ch’i.
[смотреть на видео]

Ката Пинан (Pinan)

Пинан Хейаню — «Спокойный ум, спокойная безопасность.» Продолжение Пинана Хейан («Мирный ум, мирная безопасность.» Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая канку), для того чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца.
[смотреть на видео]

Ката Янцу (Yantsu)

Янцу — Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. Иногда оно также переводится как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.
[смотреть на видео]

Цукино Ката (Tsuki No Kata)

Цукино Ката — Ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
[смотреть на видео]

 

Ката Сушихо (Sushiho)

Сусихо — «Пятьдесят четыре ступни.» Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-те. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддисткой философией.
[смотреть на видео]

Ката Канку (Kanku)

Канку — «Узри небеса», «посмотри на небо». Первоначально это ката называлось «Кушанку». Как говорят, это — звание, присвоенное китайскому военному атташе в Окинаве. Исторический Кушанку (Гуан Кю), который связан с введением ката Канку, пришел в Окинаву в 1756 году. Он был экспертом по рукопашному бою и продемонстрировал свои способности, пребывая в Окинаве. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов первых выступлений Кушанку. Именно это ката выбрал Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии, в 1922 году. Канку — это высшее ката в Киокушин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, все будет хорошо Солнце вновь поднимется завтра и с ним придет новая надежда, каким бы тяжелым не казался сегодняшний день. [смотреть на видео]

Роль ката на тренировках

По словам Мас Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит : “Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Теншо — самое обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из “Это каратэ”: «Теншо — это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на точках.» Вновь Сосай говорит: «Человек, который тысячи раз сделал (ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя». Теншо должно стать первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.

Таким образом, всем нам следует глубоко изучить Теншо, для того чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Теншо и Санчин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Санчин — на Янг (Уо, Твердый) аспекты силы (энергии) каратэ, а Теншо — Йин (Ин, Мягкий). Понимание каратэ каждого разительно улучшиться при тщательном изучении ката Теншо. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата из Кенва Мабуни (Основателя Шито-Рю), которую Мае Ояма процитировал в книге “Это каратэ”: «Самым важным в каратэ являются Номинальные Упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения По этой причине мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и мы должны правильно их выполнять.» Хотя возможно есть люди которые думают, что можно игнорировать сами номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.

Тренировка только номинальных упражнений однако, не достаточна для полноценного действия. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и живыми. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного — двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их оттренировал, они будут бесполезными. Учитесь хорошо и тренируйтесь тщательно в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.

Хотя верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ — избегать ленность и практиковаться серьезно с мыслью о том, что номинальные упражнения — это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки — другие 50 процентов.

Одним из самых вдохновляющих опытов в жизникаратека может быть наблюдение мастерского исполнения ката. Здесь — интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенствав ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче — всеохватывающая, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования — поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период мокусо перед выполнением ката — это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.

Для старших студентов оружие становится естественным шагом вперед в искусстве каратэ-до. Оружие учит студента важности фокуса и балансного контроля. Каратэка видят в своем воображении вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения, и личность каратэки наполняет додже. По окончании ката электризованность потухает, каратэка возвращается в себя. Это подобно похождению циклона, после которого все возвращается к напряженному спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточеной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэка знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся такими легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикованием ката, студенту также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. При введении турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, роль ката в тренировке некоторых каратека значительно изменилась. Однако, без ката каратека вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту наэлектролизованность мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Каратека, не обращающий внимания на ката, обманывает себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.

Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, и повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы, которое окружает настоящего каратека. Сосай Ояма выполнял ката 100 раз ежедневно в дни уединения в горах. Такие тренировки не только развивают превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.

Ката было жизненно важной частью тренировок со времен первых опознаваемых корней, когда в монастыре Шаолинь в 520 в. появился Бодхидхарма. Каратэ сегодня развивается со скоростью, никогда прежде не ведомой, и все каратека несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ вообще. Ката, конечно, не ограничено только для молодых и проворных. Факт в том, что одним из самых замечательных моментов в ката является то, что ката могут заниматься не зависимо от возраста и состояния. Это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной для индивидуального занимающегося. Кажется, не существует лучше формы упражнения для человечества вообще, чем ката. Вы сами должны изучить полный предел ваших способностей. Как все стремления, направленные на развитие тела, ума и духа, этот опыт — очень личностный и достигнутые результаты находятся в прямом соотношении с глубиной концентрации и временем, потраченном на занятия.

Бункай

Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для каратека, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа ногами не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы предлагаем вам всегда стараться найти по крайней мере три применения каждого движения Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии. Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель, хоть, очевидно, напряжение и важность могут широко отличаться Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.

Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку в исключительные моменты кругового движения. Изменение положения руки на 15 градусов — едва различимо в плече, но для руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.

Три принципа тренировки ката

Как уже указывалось, вовремя тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие:
1. Темп техники
2. Точки напряжения силы
3. Контроль дыхания

В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение. Будучи каратека, мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.

Темп техники

В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели.

Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим — его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости», когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер — это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.

Моменты Напряжения Силы

Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.

Техники, сопровождаемые киай — это обычно высокие моменты ката, и сила — полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды — сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он — как морской ветер. Выше этих элементов — Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, студент придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.

Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.

Контроль дыхания

Контроль дыхания в ката — это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.

«Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара.»- Мас Ояма.

Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание — спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание — более быстрое и мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.

Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.

Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит — быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.

Материалы взяты с «Мир, созданный мастером» http://www.superkarate.ru